23.07.2024 6457
Волонтерских групп, помогающих СВО, много. Возможности у них разные. И без взаимовыручки частенько просто невозможно выполнить свою миссию, доставить гуманитарный груз до адресата. Поэтому в Телеграме можно найти и ряд “консолидирующих” групп, в которые входят админы волонтерских объединений из разных уголков страны. Об одной из них рассказала Елена из Ростова-на-Дону.
– Был ли у вас опыт волонтерской деятельности до СВО?
– Да, порядка 15 лет. Я волонтер нескольких благотворительных организаций, которые оказывают помощь нуждающимся по разным направлениям. Участвовала в помощи семьям с детьми с особенностями здоровья, родителям-одиночкам, пожилым людям, несколько лет вместе с "Добрыми людьми" кормила бездомных, проводила бесплатные экскурсии. В период пандемии в рамках акции "Мы вместе" развозила продуктовые наборы людям, находившимся на изоляции, готовые обеды врачам. Параллельно участвовала в субботниках и других экологических акциях, помогала приютам для животных.
Первый опыт организации собственной группы для помощи нуждающимся появился около десяти лет назад, когда узнала, что у нас в области открылся приют для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. Помощь нужна была системная и объемная: продуктами, предметами быта и гигиены, одеждой, игрушками и т.д. Много было мамочек с маленькими детьми, так что нужны были коляски, кроватки, детское питание. Все это собирала в Ростове, Новочеркасске, других городах и отвозила в приют, организовывала сбор средств для покупки необходимого. Дети писали Деду Морозу письма с пожеланиями: а мы исполняли их, покупая подарки.
В 2014 году в этом приюте, на базе которого был создан пункт временного размещения (ПВР), я начала помогать беженцам из Украины. Люди уезжали из дома налегке: часто только документы с собой брали. Какая-то одежда и обувь в приюте имелась, но с бельем были проблемы, особенно с мужским. Так что первая моя закупка “гуманитарки” для них состояла из двух тележек в супермаркете: в одной были трусы, в другой – носки.
В 2022 году также сначала помогала людям, эвакуированным из ЛНР и ДНР. В Ростове организовали гуманитарный склад, где беженцы могли получить необходимые вещи, продукты. Обеспечивали логистику: встречали людей на вокзалах, помогали с билетами, размещением. Потом начала выезжать ЛНР и ДНР, доставлять гуманитарные грузы в воинские подразделения и гражданскому населению.
– Свою первую поездку “за ленту” помните, какие у вас были впечатления?
– Первая поездка была спонтанная. Это был сентябрь 2022-го года, меня попросили отвезти “гуманитарку” в сторону Кременной: бойцам и гражданским. Сейчас я осознаю, что нам очень повезло в той поездке, что она благополучно завершилась. Мы были к ней не подготовлены, да в тот момент мы и не представляли, как надо готовиться. Это потом уже мы обзавелись местной SIM-картой, рацией, тактической аптечкой, я прошла подготовку по оказанию первой помощи, на некоторые выезды стала брать “броник” и каску, тщательно продумывать маршрут (интернет долгое время на этой территории не работал, спасали только обычные карты, но с ними тоже могли возникать проблемы).
Впечатление от поездки было странное. Стойкое ощущение нереальности происходящего. Даже общение с беженцами меня не подготовило. Я ведь приехала из благополучного и спокойного мира, в котором, конечно, знали, что идет СВО, но это знание было какое-то “отстраненное”, полученное в основном из новостей.
И вот мы ехали через разрушенные окраины Северодонецка, Рубежного, мимо пустых деревень. Нас сопровождал местный житель. Мы подъехали к его дому, в который было прямое попадание снаряда. Он нам рассказывал, как они пережили военные действия в подвале бабушкиного дома, как их эвакуировали наши военные, как семья сейчас устроилась на новом месте.
Руины, застывшие на путях вагоны, безлюдье – и вдруг видишь дедушку на велосипеде с бочонком для воды или женщину с коляской, в которой она везет мешок с мукой. Совершенно другая реальность. А потом ты возвращаешься оттуда и ходишь здесь, как потерянный. Потому что тут все совсем по-другому. Обычная мирная жизнь: люди гуляют, птички поют, у всех свои заботы и, кажется, что то, что ты видел недавно, – просто страшный сон. Первая реакция: хочется всех растормошить, каждому рассказать, как там....
– Что за группу вы создали для консолидации волонтеров?
– Когда все только начиналось, мы еще толком не понимали, как и чем помогать, где что лучше покупать и в поисках ответов на эти вопросы стали знакомиться с разными людьми и группами, которые помогали фронту. Потом случилась мобилизация, и таких групп стало еще больше, остро встала проблема доставки грузов, причем не только для групп Ростовской области, но и из других регионов. Мы с моим напарником по поездкам “за ленту” Геннадием стали помогать другим группам доставлять их грузы, находить выходы на поставщиков, соединять людей между собой. Так постепенно сложился круг волонтеров-гуманитарщиков, объединенных одной целью, но территориально разрозненных. Идея создания общей группы для админов витала в воздухе, и весной 2023 года она была воплощена в жизнь. Сейчас в нее входит более 500 админов гуманитарных групп практически со всех регионов страны.
– Как вы помогаете друг другу?
– Как только можем. Логистикой – то есть помощью по встрече, размещению, доставке грузов. Делимся опытом, контактами. Помогаем в экстренных ситуациях, когда самим волонтерам нужна помощь. Группа помогает оперативно реагировать на самые разные запросы.
Сегодня, например, был пост в группе: “Кто сможет в ближайшие дни заехать в Каменск, забрать сети и завезти их в Ростов?" А я как раз по М4 еду, списалась с девчонками, сети забрала, и через пару дней они поедут на СВО. И такие ситуации у нас каждый день. Это все помимо системной работы с группами из дальних регионов.
Очень многие из-за удаленности не могут выезжать и отвозить помощь, поэтому присылают гуманитарку нам, а мы здесь получаем и отвозим, передаем лично в руки. Часто бывают запросы проведать раненных в госпиталях, найти волонтеров из конкретного населенного пункта. Кроме того, мы собираем базу контактов надежных поставщиков, ведем "черный список" мошенников, выкладываем информацию по эффективным наработкам.
– Какая история, возможно, подтверждающая теорию шести рукопожатий, в рамках “Круга” вам запомнилась больше всего?
– В нашем случае это уже не теория, а практика, которая происходит каждый день, правда, количество рукопожатий сократилось до двух-трех. Истории особо не запоминаются, потому что стали частью обычной жизни.
– Елена, продолжите, пожалуйста, фразу: “Я помогаю, потому что….”
– Потому что это правильно и нормально. Мне вообще сложно на этот вопрос ответить, потому что для меня он так не стоит. Я обычно для себя отвечаю на вопрос: “В силах ли я помочь, или нет?” А как по-другому? Ведь мы приходим в этот мир все-таки не для того, чтобы просто есть, пить, отдыхать, деньги зарабатывать. Что-то надо делать полезное не только для себя, но и для других.
Ну и правильно говорят, что все мы родом из детства. Я на всю жизнь запомнила фразу, сказанную одной замечательной учительницей на первом уроке: "Да минует меня чаша сия – смотреть на мир равнодушными глазами".