Сергей Марченко: на Донбассе характер людей становится крепким, как каменный уголь


12.08.2024 4842

Вдохновившись программой Марьяны Наумовой на Первом канале "Мы Живы", художник Сергей Марченко придумал свой проект «Уголь Донбасса». Он включает в себя выставку портретов героев СВО, волонтеров, добровольцев, медиков, нарисованных углем, а также мастер-классы для зрителей, в ходе которых маэстро создает новый рисунок. О необычном волонтерском проекте, который уже стал международным, Сергей рассказал корреспонденту «Чувства Родины».

– Расскажите, пожалуйста, о себе.

– Мой отец родом с Днепропетровщины, а мама приехала туда из Душанбе проведать своего родственника, который, возвращаясь с Великой Отечественной войны, обосновался в соседнем селе. Так родители и познакомились. Сколько себя помню, каждое лето я проводил в родном сердцу доме под камышовой крышей. В июле в Таджикистане все выгорало, и мы выезжали в Украину «остывать» от солнышка. После того, как в Душанбе прошли «русские» погромы и началась гражданская война, наша семья была вынуждена переехать в Тульскую область. Но мы все еще продолжали ездить в Украину. Меня вдохновлял этот край и люди. И я много их писал. В 2014 году от всего этого пришлось отказаться. 

image

– Как получилось, что вас заинтересовала тема СВО?

Она сильно волновала меня с самого начала. У художников, да и у творческих людей в целом есть возможность выражать свои чувства через искусство. В моем случае импульсом послужил проект "Мы живы" военкора Марьяны Наумовой. Я смотрел ее репортажи, интервью с героями сюжетов, узнавал их внутренний мир и рисовал по фото, видеоматериалам и скриншотам. Соответствующий опыт у меня уже был: я писал маслом светские портреты, красочные работы. Но в этом проекте я решил уйти от цвета, чтобы подчеркнуть контрастность черного — белого как смерть — жизнь, правда — ложь. Через эти портреты я хотел познакомить как можно больше людей в тылу с ополченцами, военнослужащими, медиками, волонтерами. Чтобы они увидели, что это не безымянная масса людей. Все лица моих героев наполнены благородством. Считаю, что все, кто находится в зоне СВО, наделены этим качеством.

image

— Сначала вы рисовали по фото, но потом стали писать с живой натуры и одновременно проводить мастер-класс для посетителей. 

— Да, на открытие выставок приходят бойцы (кто-то находится в отпуске, кто-то — на реабилитации), и я приглашаю их попозировать для портрета. Для зрителей это очень захватывающее действо — как на их глазах рождается новый образ, а для меня — почетная возможность сделать подарок современному герою. 

Наш проект постоянно развивается. Например, после выставки в Серпухове к нам с моей супругой Екатериной, которая помогает мне в реализации «Угля Донбасса», подошла зрительница. Познакомились. Екатерина Никитина поделилась своими впечатлениями и порекомендовала сделать к каждой картине QR-код, перейдя по которому можно больше узнать о герое. Это была очень ценная идея, и мы ее воплотили в жизнь. 

Спустя полгода я узнал, что наша выставка сподвигла Екатерину заняться волонтерством. Было очень приятно осознавать, что искусство может побуждать людей совершать такие серьезные поступки. Еще спустя некоторое время Екатерина прислала очень трогательные авторские стихи о проекте. Там есть такие строки:

О подвигах стихи слагают,

О славе песни создают. 

Герои никогда не умирают,

Герои в памяти живут. 

 

Живёт один герой в России - 

Портретов угольных отец.

Он не художник - он спаситель,

Герой воинственных сердец.

И смотрит гордо победитель 

С холста, что создаёт творец…

 

Простых людей увековечит:

Рабочих, летчиков, врачей,

Войну углем очеловечит,

И холст запомнит взгляд очей...

В Калуге у проекта появилось достойное продолжение, а у меня — последователи. Там волонтер, супруга одного из бойцов СВО, собрала целую группу художников, чтобы рисовать участников спецоперации, знакомить жителей тыла с героями, которые живут в соседнем дворе. Это здорово. Ведь никто не должен быть забыт.

image

— Трудно ли уговорить бойца позировать вам? 

— Все люди разные. Некоторые не откликнулись на мое приглашение, возможно, не захотели бередить старые раны. А в Сергеевом Посаде я рисовал ветерана, который за пару часов до этого сошел с поезда. На мастер-класс он приехал со своими двумя детьми. То есть он мог бы от меня отмахнуться, провести долгожданный отпуск с семьей дома, но он отнесся к задаче как к важной работе. Пришел в костюме (не в военной форме), с наградами. 

— А расскажете о волонтерах, которые изображены на ваших портретах?

— Пока у меня три таких портрета. Расскажу об одном из немногих двойных портретов. На нем изображены участник СВО Саша Сергеев и волонтер из Владивостока Дмитрий Лисица. 23-летний Саша на фронте потерял ступню. Когда Марьяна Наумова приехала к нему на интервью, он был в очень подавленном состоянии, не выходил из дома, не понимал, как жить дальше, слабо представлял возможности и перспективы протезирования. Вышел сюжет – о Саше узнали ребята-волонтеры. Они подарили ему надежду. Дмитрий – ампутант, он помогает ребятам, оказавшимся с аналогичной ситуацией (ампутацией), вернуться к привычной жизни, поверить в себя. Волонтеры подбодрили парня, организовали консультацию по поводу изготовления протеза, заказали его. Саша начал заниматься в тренажерном зале и пообещал Марьяне станцевать с нею медленный танец по завершении курса реабилитации. 

Если у Саши на портрете в глазах – тревога и немой вопрос. То у Дмитрия – как раз ответ на него, ободрение. У него добрый, участливый взгляд. Многие люди сожалеют, сочувствуют, а такие ребята, как Дмитрий, берут и действуют. В этом, на мой взгляд, основное отличие волонтеров от большинства людей, свою боль они трансформируют в помощь.

– В одном из интервью вы сказали, что благодаря проекту стали лучше понимать себя и что у вас произошла встреча с самим собой. Можете пояснить, что вы имеете ввиду?

– Дело в том, что человеку свойственно «закапывать» поглубже негативные переживания и эмоции. Таким образом он избавляется от неприятных воспоминаний и защищает себя. Со мной было точно так же. Как уже говорил, я родился в Таджикистане, и мне пришлось покинуть родину. Но и ту землю, которая была прочным связующим с историей моей семьи, впоследствии пришлось оставить не по своей воле. Когда начинался проект, я сперва не осознавал, почему он меня так притянул, почему мне так больно и неспокойно, почему я не могу оставаться в стороне и молчать. Уже в процессе работы понял, что заново переживаю давно забытые чувства: потери родного дома, малой родины, утраты возможности побывать на могилах предков.

image

– Ваша выставка одновременно работает в нескольких городах. Выходит, в экспозиции представлены копии?

– Сначала мы возили только оригиналы, но потом, чтобы дать возможность большему числу зрителей увидеть «Уголь Донбасса», пошли по пути фотокопирования (репродукции размером 100х80 см). Это позволило нам выйти на международный уровень: и портреты увидели зрители в Индии, Белоруссии. Мы просто передали файлы, а их распечатали на месте.

– Сергей, кто финансирует ваш проект?

– Это тоже волонтерская история. Мы с супругой вкладываем в проект собственные силы и средства на протяжении более года. Все портреты, нарисованные на мастер- классах, я дарю нашим героям в качестве благодарности за то, что они сделали для нашей общей Родины. Некоторые расходы по поездкам, проживанию в других городах берут местные организаторы и неравнодушные частные лица, которые хотят, чтобы к «Углю Донбасса» прикоснулись как можно больше россиян. 

– Кстати, как родилось название проекта?

– Уголь, которым я рисую, конечно, не из Донбасса. Природный уголь, рождавшийся миллионы лет, имеет плотную структуру, он просто поцарапает и порвет крафтовую бумагу. Я же использую специальный уголь для рисования, сделанный из обожженных древесных веточек разного диаметра. Но это название символично и обладает несколькими смыслами. Донбасс – крупнейшее месторождение угля. И здесь характер людей закаляется, они становятся крепкими, как каменный уголь. Это люди, обожженные войной, но не растворившиеся в золу или пепел, а открывшие в себе новые качественные силы. 

Такая комбинация – крафтовая бумага и уголь выбраны не случайно. Они позволяют передать эмоции без гламура, без лоска. Портреты без стекла, без дорогой рамы. Это люди. Настоящие, без прекрас. Такие, как есть. Здесь и сейчас.

image

 

Справка:

Сергей Марченко окончил МГХАИ им. Сурикова, факультет станковой живописи. Участник многочисленных российских и зарубежных выставок. В 2011 году Комиссией по общественным наградам и вопросам увековечивания награжден орденом «Служение искусству» I степени.

 

   

Публикации