Дарья Арчакова: крепкий тыл должен помогать и поддерживать наших ребят на Донбассе


06.02.2024 12817

С момента начала спецоперации неравнодушные люди по всей стране объединяются в волонтерские движения и оказывают поддержку военнослужащим в зоне боевых действий. Добровольцы от Сахалина до Калининграда не только отправляют на передовую одежду, обувь и письма, но и сами разрабатывают тактическое снаряжение для армии. Фонд помощи мобилизованных «Помогаем» знают далеко за пределами Хабаровского края. Комсомольчанка Дарья Арчакова сплотила вокруг себя команду, организовала масштабную работу и помогает не только ребятам на передовой, госпиталям, детям Донбасса, но и обучает оказанию первой медицинской помощи и участвует в реабилитации бойцов после ранений.

image

- Дарья, почему создали фонд, а не просто волонтерское движение? 

Фонд был создан в первые дни частичной мобилизации, которая была объявлена в сентябре 2022 года. Тогда мы не думали, что все это будет в таких масштабах, которые есть сегодня. Начнем с того, что фонд – это объединение неравнодушных людей, все мы волонтеры Победы.

 Все устроено абсолютно на добровольных началах, никто не получает заработной платы, никакой выгоды от этой деятельности, которая по закону положена, у нас нет. Все деньги, которые нам удается собрать, вкладываются в производство, либо в выполнение заявок, на закупку техники, оборудования и т.д.

У меня есть потрясающий актив: Наталья Климашова, Алина Лукьянчикова, Рената Вараксина, Юлия Фоминых, Константин Кротов, Ирина Малахова. В первый день частичной мобилизации, в конце сентября, я их обзвонила, рассказала о своей идее, и они меня поддержали. 13 октября у меня были готовы все документы, и мы начали большую работу. Это очень быстро, обычно бюрократические процедуры растягиваются на несколько месяцев.

Фонд создали, чтобы не ходить с протянутой рукой. Меня многие знают, я - преподаватель иностранных языков, но город маленький, слухи, разговоры – сколько людей, столько и мнений. А у нас все организовано просто, понятно и прозрачно. Постоянно публикуем отчеты, каждый желающий может с ними ознакомиться. 

 В самом начале был страх, никто не понимал насколько все затянется. С каждым днем объем работ и задач увеличивается, но мы с девочками по-прежнему сами и упаковываем, и складываем на паллеты, и скотчуем, и в грузовики загружаем. Хорошо, что команда за это время выросла.

image

- Чем же помогаете?

У нас несколько направлений деятельности. Главное – обеспечение всем необходимым наших защитников на передовой.  

В Комсомольске–на–Амуре мы постарались создать что-то на подобие мини-завода. Мы производим противоминные крюки, саперные щупы, есть свой швейный цех, где отшивают все, начиная от белья (трусы, футболки и т.д.), до нужд госпиталей, в том числе противопролежневые подушки, специальные сумочки для ампутированных конечностей. 

Кроме того, девочки изготавливают маскировочные костюмы, специальные защитные от тепловизоров пончо, тактические носилки, пятиточечники, подсумки. Мы производим сухие души, окопные свечи. 

По всему Хабаровскому краю открыто 12 пунктов плетения сетей. Они расположены в крупных поселках региона, а к ним уже присоединяются небольшие поселки. Можно с уверенностью сказать, что в нашу волонтерскую работу вовлечены жители всего края. 

Работаем с госпиталями, в том числе «за ленточкой». Оттуда приходит много заявок на медицину: Нефопам, противовирусные препараты, антибиотики, перевязка, жгуты. Их мы заказываем на заводе напрямую. Приобретали для них пилы для ампутации, разноплановые ширмы и другие специальные медицинские изделия. Регулярно поступают заявки на генераторы, рации, тепловизоры, квадрокоптеры. Две машины туда отправляли, их еще полностью затарили всем необходимым. Сейчас готовим к отправке еще одно транспортное средство, завершаем оформление всех документов.

Еще у нас есть направление – помощь бойцам в период реабилитации. Есть много мальчишек, которые были раненые и отлежали в госпиталях, за которыми теперь ухаживают наши волонтеры. Тесно работаем с фондом «Защитники Отечества». Они оказывают им юридическую помощь, а мы всю остальную. Нам неважно откуда боец – из Хабаровского края или Ленинградской области, они все наши! Да и на передовой сейчас все перемешано, нет такого, что сидишь в блиндаже и вокруг только ребята с твоих краёв.

image

- Вы помогаете кому-то конкретно?

Работа идет адресно. Нет такого, что мы отработали заявку неизвестно для кого. Мы всегда знаем, какое подразделение, фамилию и позывной ответственного бойца.  И готовим именно то количество, что указано в заявке. 

- Масштабы у вас колоссальные несмотря на то, что город небольшой. Кто помогает в работе над таким глобальным проектом? 

- Отправка гуманитарного груза идет ежедневно. Работаем в режиме нон-стоп. С нами семьи и друзья военнослужащих и мобилизованных ребят. Постоянно к нам присоединяются неравнодушные граждане. Хорошо, что есть те, кто поддерживает ребят на передовой, помогая нам. 

Информация о нас распространяется из уст в уста. Вначале был период недоверия, но со временем мы словом и делом доказали свою честность и преданность Родине. Все устаканилось, наладилось, и работа идет по накатанной. 

Мы часть большой России, и работаем вкупе с другими командами. Практически ни с кем не знакомы лично, но общее дело нас сплотило. Сейчас в стране есть большая дружная семья волонтеров, где каждый член готов подставить плечо помощи в трудный момент.

В Севастополе у нас есть Анютка, которая работает на рынке. У нее там и пункт приема, и пункт выдачи. Бойцы ее знают и едут к ней. Из наших сел и городов груз едет в Крым, словно вода из малых речек стекает в одну большую и мощную водную силу.

Работы много, и меньше в ближайшее время ее не будет. Наша основная задача – это объединение людей и их пробуждение, потому что до сих пор многие «спят» и отстраняются от этих вопросов. Более того, многие заявки, которые нам поступают, кажутся людям странными. Например, заявка на колеса. Мне «умные» люди указывают дорогу в Министерство обороны. А я объясняю, что это машина, и у нее есть свой запас прочности, поворота, разворота, открытия двери и многого другого. Я, конечно, могу обратиться по указанному адресу, но пока все бюрократические согласования состоятся, пройдет очень много времени, а там нужно еще вчера. Волонтеры работают вне времени и сроков, порой заявку исполняем буквально в считанные часы. А ребята потом на этих же колесах везут нашу же гуманитарку или раненых в госпиталь. В ответ получаю тут же: «Что мы им танки еще будем закупать»? Нужно будет и танки закупим, мы же для своих, ради победы. 

image

- Как о вас узнают те, кто хочет присоединится к команде? Это только сарафанное радио?

Мы шутим, что все отбитые на голову с нами. Мы просто показываем, что мы есть и будем рады новым участникам. Те, кто хотели, нас нашли, и работают с нами. Насильно мил не будешь. 

Нам помогает администрация города по всем вопросам. Каждое наше направление деятельности со временем перерастает в большое производство, и администрация идет навстречу в решении вопроса размещения волонтеров в более комфортных условиях работы: выделили помещения под пункт по плетению сетей и швейный цех. Сегодня нам очень нужны швеи.

Недавно закупили специальные столы для изготовления тактических носилок, приобрели профессиональные швейные машинки и оверлоки. Теперь кропотливая и тяжелая работа в прошлом, сейчас на одно изделие уходит 2-3 часа. У нас каждый доброволец выполняет свою маленькую часть: один стропы правильно укладывает и формирует носилку, другой шьет, третий упаковывает. Производство налажено качественное, а не домашнее кустарным способом.

Перед запуском в массовое производство носилки, «кошки» и пончо передавали во Всероссийскую организацию начальной и профессиональной военной подготовки «Рокот». Коллеги высоко оценили нашу продукцию. Теперь наши изделия есть и у ребят из «СОБРа» и «ТАЙФУНа». Мы ни с кого денег за них не берем, просим только отчет. Для нас главное, чтобы помощь доходила, спасала жизни, и помогала бойцам. 

image

- Планируете расширять производственный ассортимент?

Хочу наладить производство квадрокоптеров. Смотрю в интернете видео, где некоторые умельцы научились делать простенькие и недорогие устройства, на один раз, как камикадзе. У нас же в Комсомольске–на–Амуре умельцев очень много. Уверена, что идею сможем воплотить в ближайшее время. 

Как получилось когда-то с противоминными крюками. Я нашла чертеж в сети, но изделие получалось хлипкое, одноразовое. Делали всё вручную. Это долгий и кропотливый процесс. Нужно было что-то менять. В городе на заводе нашла гениального конструктора с золотыми руками. Он переделал чертеж, уплотнил тело крюка. Договорилась с коллегами на заводе «Дальэнергомонтаж» (ООО «ДЭМ») о массовом выпуске. Мы им поставляем только листы металла, а они, абсолютно бесплатно, изготавливают 2000 штук противоминных крюков ежемесячно. Низкий за это поклон генеральному директору завода Дмитрию Власюку и его заместителю Александру Любицкому. Они участвуют в сборах на другие нужды. 

Для изготовления сухих армейских душей закупаем такие материалы как дорнит и гель для ухода за лежачими. Раньше канистра душа стоила 2000 рублей за 5 литров, сейчас - 1300 рублей. А подешевело, потому что завод полностью перешел на российское сырье из-за санкций. Это в разы дешевле, чем покупать в аптеке.

Помимо гигиены наша команда изготавливает сублимированные продукты питания: сухие борщи, супы, каши домашние. Сами все делаем: картошку отвариваем, затем высушиваем, и так со всеми ингредиентами.  Сейчас начали сухарики сушить. Чтобы мальчишкам было чего пожевать.

- Как вы отправляете груз на Донбасс? Кто помогает решать логистические задачи?

В этом направлении мы прошли огромный путь. Изначально никто не желал сотрудничать. Транспортные расходы стали одной из самых больших статей расходов, так как пусть с Дальнего Востока лежит через всю Евразию. Например, за рулоны тяжелой ткани стоимость транспортировки составляла больше 50 тысяч рублей. 

В Хабаровской Епархии нас благословили на благое дело и дали доверенность, благодаря которой все отправки транспортной компанией «КИТ» для нас стали бесплатными.  Со временем количество грузов удвоилось и руку помощи протянули военные. Мы стали отправлять посылки как спецбортом, так и транспортной компанией «Энергия». Ребята поддержали нас и выручают по многим направлениям, но пока не по всем. 

Почта России помогает здорово. Больше 1000 посылок уже отправили абсолютно бесплатно. Тут главное, чтобы одна коробка была до 10 кг и получатель – воинская часть. Так мы пишем ФИО бойца, воинскую часть, и все доходит.

image

- С какими трудностями сталкиваетесь помимо логистики?

Заявки приходят постоянно. Порой вынуждены устанавливать очередь, потому что физически не успеваем все выполнить и подготовить. Мы бы и больше делали, если бы не НДС. 

Кроме того, у нас на федеральном уровне освещают только работу крупных волонтерских центров, а может начать рассказывать о гуманитарной миссии в регионах, чтобы поднять предпринимателей, убедить бизнес и общество в необходимости помощи фронту?

У нас была такая ситуация: ко мне, в образовательную студию, обратилась одна организация, чтобы я провела мастер-класс для сотрудников на природе. А в это времени мой педагогический коллектив был занят. Предложила им мастер-класс по изготовлению сухих душей или других вещей для наших защитников. Менеджеру идея очень понравилась, но руководство его не согласовало, потому что не все поддерживают СВО. Печально.

- Люди устали помогать?

О, да! Как же хорошо, что у человека есть возможность устать! А вот у моего соседа ее нет, он погиб в бою. К сожалению, ребята сражаются и гибнут за нас с Вами, за Родину. В нашей команде есть женщина – волонтер. Она активно помогает: и шьет, и души делает, и супы готовит, и сухарики сушит, и свечи льет, и деньги постоянно переводит. У нее на полях Донбасса героически сражался младший сын, вскоре и муж навсегда остался там, а недавно нам мальчишки - сослуживцы сообщили, что и старший сын погиб. И мы с коллегами сидим и не знаем, как ей сказать об этом. Она всех отдала для Родины, а эта Родина ходит вокруг нее: пьет пиво, гуляет, салюты запускает и отрицает серьезность сложившейся ситуации. И как ей теперь дальше жить, где брать силы?

А люди устали… Их больше беспокоит то, что айфоны не обновляются. У меня от такого волосы дыбом встают. Те, кто регулярно перечисляет, тоже утомились, ресурсы у них, дескать, не безграничные. А ребятам там без волонтерской помощи невозможно. Они идут вперед медленно, но верно. Для наступления им нужны совершенно другие вещи, только у нас нет таких финансовых ресурсов. Мы закупили генератор, квадрокоптер, машину, тепловизор, медицину и другое, отправили и радуемся, потому что все случилось и срослось! 

   

Публикации