19.07.2023 1665
Вскоре после начала СВО Анастасия Чикаданова из Ростова-на-Дону пошла на курсы по тактической медицине. Успешно окончила их, а сегодня уже делится своими знаниями с другими. Делает это не только в родном городе, но и в зоне боевых действий. К бойцам, разумеется, едет не с пустыми руками. Хотя, по ее словам, живому общению защитники радуются не меньше, чем гостинцам.
Анастасия Александровна, как получилось, что вы стали заниматься гуманитарной помощью?
Вскоре после начала СВО я вошла в состав общественной организации НВП “Рокот”, которая занимается бесплатной подготовкой всех желающих по разным направлениям, включая начальную военную подготовку, топографию, тактическую медицину, БПЛА. И получилось так, что меня позвали съездить за компанию “за ленту”, чтобы отвезти гуманитарные грузы. Поначалу я ездила с другими людьми, но каждый раз мне приходилось подстраиваться под их график, и я подумала, что могла бы отвозить грузы сама.
У меня небольшой легковой автомобиль - универсал, много я, конечно, за раз не увезу, но поймите, ребятам там важен не столько груз, который я привожу, а сам факт, что к ним из тыла приехала какая-то девочка. Это люди, которые бесконечно устали, которые постоянно терпят лишения, дикую перегрузку, жуткий стресс. Когда я туда приезжаю, они собираются отовсюду, несут припасенное на особый случай печенье к чаю, вы не представляете, как они рады возможности пообщаться, как они светятся от счастья. Даже не знаю, как это передать словами. И я езжу, в основном, из-за этого.
Да, понятно, что помощь нужна, и она нужна постоянно, но и просто личное присутствие человека из тыла ободряет ребят. К тому же они знают, что в случае чего всегда могут ко мне обратиться. Просьбы бывают разные. Навестить кого-то в госпитале, забрать оттуда документы о ранении, привезти какие-то вещи. Они чувствуют, что у них тут есть поддержка. Поверьте, для них это очень важно. И хотя у меня очень скромные финансовые возможности, я стараюсь всегда найти какой-то вариант. К счастью, мир не без добрых людей и взаимовыручка работает.
Параллельно вы стали заниматься тактической медициной?
Да, сегодня можно сказать, что я уже полноценный инструктор: сама занятия провожу. Вместе с командой инструкторов от центра “Мирный воин” мы ездим в зону боевых действий - обучать бойцов тактической медицине, обеспечивать их аптечками, рассказывать, как ими пользоваться.
А у вас есть медицинское образование?
Нет, но тактическая медицина - не про лечение, а про первую помощь на поле боя. Я уже довольно много знаю об этом и продолжаю учиться, в ближайшее время пойду на курсы Красного Креста.
Вам доводилось применять полученные знания на практике?
Во время прошлой командировки в Лисичанск мы обучили одну батарею артиллеристов тактической медицине и на следующий день поехали к пушкарям в другой батарее. И там мы узнали, что накануне на первых ребят был прилет, и есть пятеро раненых. Мы вернулись в первую батарею, чтобы оказать помощь. Над нами кружил беспилотник “Валькирия”, приходилось соблюдать повышенные меры осторожности. У меня было несколько бойцов с осколочными ранениями, к счастью, не очень тяжелыми. Так я прошла свое боевое крещение.
Когда раненых ребят увезли в госпиталь, мы немного “выдохнули”, а остальные парни откуда-то притащили нам с Машей букеты сирени
Как ваша семья относится к таким вашим командировкам?
Официально я не замужем, но мой гражданский муж относится к этому положительно. Поддерживает меня. Когда есть возможность, помогает мне, ездит вместе со мной, тут находит нужные вещи, покупает, привозит. Мама очень переживает и относится отрицательно, хотя я стараюсь ее беречь и всего ей даже не рассказываю.
Я правильно понимаю, что те гуманитарные грузы, которые вы возите, - это инициатива отдельных небезразличных граждан. То есть за вами нет какой-то организации?
По большому счету, никакой организации за нами нет. Просто вокруг НВП “Рокот” сложилось некое сообщество людей с активной жизненной позицией. Ведь кто приходит на эти курсы? Те, кто может быть мобилизован, или планирует отправиться в зону СВО добровольцами, или хочет обладать этими навыками и знаниями. Часть бывших курсантов сейчас находятся “за лентой”, и мы получаем от них запросы на те или иные вещи и стараемся все необходимое найти, собрать и отвезти.
Пока что у меня не было больших сборов. Сейчас мы как раз в процессе первого такого масштабного сбора для медбата. На следующей неделе повезем груз для операционных: свет, холодильник для крови, операционные столы, а также комплекты гигиены, одежду, обувь для бойцов и т.д.
Вы все это повезете на своей легковушке?
Нет, один человек из Ростовской области предложил отдать нам свой ПАЗик. Мы подумали, что если его слегка доработать, то он может быть очень полезен медбату. Так что сейчас он находится в автомастерской, после чего мы его загрузим всем, что сможем купить, и поедем.
Знаете, некоторые люди говорят мне: “Военным платят зарплату, у них все и без нас хорошо”. Но мало кто задумывается, что, когда ты в окопе, то от зарплаты мало пользы. Поблизости нет ни магазина, ни банкомата. Да и нельзя бойцам покидать свое месторасположение. Вот порвались у него ботинки - что ему делать? Хорошо, если волонтеры привезут. А так - будет ходить босиком. На днях у нас была ситуация: мой товарищ по “Рокоту” срочно сорвался и поехал туда в ночь, потому что люди написали, что у них износились берцы. Если не мы, то кто?
К тому же, насколько я знаю, все бойцы отдают свои зарплатные карты семьям, чтобы поддержать их. Может, у них и неплохие зарплаты, но они в любом случае несоизмеримы с тем, чем они каждый день рискуют и что переживают.